Обзор фильма «Дюна»: Не торопись — и день твоей мести придет…

Обзор фильма «Дюна» Обзоры фильмов и ТВ
Кадр из фильма «Дюна»

Трудно вспомнить, когда в последний раз кто-то в Голливуде отваживался на такое самоубийственное предприятие, как “Дюна”. И это самоубийство, в этом нет никаких сомнений.

История экранизаций

Во-первых, дело не в том, что бренд узнаваем. Да, у романа Фрэнка Герберта много поклонников, но их несравнимо меньше, чем нужно, чтобы сделать себе громкое имя. Обычный зритель максимум слышал о не слишком удачном фильме Дэвида Линча (и есть несколько игроков постарше, которые помнят основанную на нем серию стратегий). Почва, согласитесь, так себе.

Во-вторых, “Дюна” категорически не подходит для превращения в кинематографический блокбастер. Это масштабная научно-фантастическая сага в непривычной околоарабской эстетике, со сложной мифологией, терминологией (всевозможные “шай хулуды” с “кисаз хадерача”), запутанным сюжетом, но при этом сбалансированным, неторопливым повествованием. В основном все, чего стараются избегать современные руководители студий.

И в-третьих, картину доверили Дени Вильневу, чей последний фильм, безумно талантливый “Бегущий по лезвию 2049”, собрал непростительно мало, несмотря на известный бренд и звездный состав. Потом пандемия, перенос сроков, гибридное распределение… Одним словом, если киноиндустрия продолжит следовать установленным правилам, “Дюна” обречена на кассовый провал.

Кадр из фильма «Дюна»

Хотя, “Шан-Чи” удалось превзойти ожидания аналитиков. Может быть, фильм Вильнева все же привлечет широкую аудиторию и соберет кассу? В конце концов, это действительно выдающийся фильм.

О чём экранизация 2021 года

Сто второй век нашей эры. Человечество успешно завоевало космос и теперь существует как галактическое феодальное государство. Главным ресурсом в этом странном мире является так называемый спайс, необходимый для межзвездных перелетов. Единственное место, где его можно добывать, – пустынная планета Арракис. Долгие годы там правили суровые Харконнены, но внезапно император назначил наместником благородного принца Лето из рода Атрейдесов. Все понимают, что это не знак королевской благосклонности, а очередной политический заговор, цель которого – настроить друг против друга самых влиятельных аристократов. Собрав свои силы, Атрейдесы отправляются на планету песков, где юного Пола, сына принца, ждут великие испытания и великие свершения.

Правда, последнего вы не увидите, и к этому нужно быть готовым. В конце концов, наверняка не все следили за новостями и не все знают, что в два с половиной часа уместилась только половина сюжета, так что в конце вас ждет бесстыдный клиффхэнгер. Со стороны создателей фильма было бы честнее добавить к названию подзаголовок “Часть 1”, но это только ухудшило бы шансы фильма на прокат. Тем не менее, того, что есть, хватит за глаза, если, конечно, правильно сформировать свои ожидания.

Что стоит ожидать от фильма

Ни в коем случае не стоит идти на этот фильм, как будто это новые “Звездные войны” или, как писали некоторые рецензенты, “Властелин колец” нашего времени”. “Дюна” – это совсем другое. Картина не пытается развлечь вас, у нее нет такой задачи. Цель создателей фильма – перенести произведение Фрэнка Герберта на экран, оживить его и в полной мере отразить его монументальность. Конечно, там будут драки на мечах, взрывы и гигантские черви – но только тогда, когда это должно произойти в романе, а не на сцену раньше. Вильнев не Питер Джексон – он не снижает тон оригинала и не разбавляет повествование жанровыми сценами, как это было с трилогией Толкиена. Напротив, “Дюна” производит впечатление цельного, уравновешенного, без единого лишнего кадра. Это кинематографическая иллюстрация, выполненная лучшими художниками мира.

Кадр из фильма «Дюна»

Трейлеры не обманули – фильм действительно настолько красив, что, возможно, стоит хоть раз потратиться на IMAX. Особенно если перед этим вы подавились жадностью. Вильнев просто одержим этим миром и пытается запечатлеть его в мельчайших деталях, как будто он сам телепортируется туда с камерой наготове. Обычные снимки гигантских космических кораблей здесь сопоставляются с макроснимком пустынной мыши, по уху которой стекает струйка пота. При всей своей фантастичности, даже сюрреалистичности (не так-то просто избавиться от влияния Линча), мир “Дюны” кажется чрезвычайно правдоподобным. Это, пожалуй, самый “тактильный” фильм со времен “Дороги ярости”: декорации, костюмы и реквизит сделаны и сняты так, что вы можете представить, как они выглядят на ощупь. Редко какой фильм может быть настолько захватывающим.

В фильме “Дюма” хорошее музыкальное сопровождение

Картину дополняет саундтрек Ханса Циммера, в котором его любимый индустриальный грохот перемежается с пронзительным вокалом. Вы не захотите слушать его отдельно, но он прекрасно подходит в качестве еще одной иллюстрации. То же самое можно сказать и об актерском составе. Фильм “Дюна” привлек внимание с первых же просмотров своим впечатляющим актерским составом: Джейсон Момоа, Джош Бролин, Оскар Айзек и Хавьер Бардем. О да, есть и модная молодежь – любимец фестиваля Тимоти Чаламет и девушка Человека-паука Зендая. Если на что и стоит делать ставку в рекламной кампании, так это на звезды. Однако неподготовленного зрителя могут ожидать неприятные сюрпризы, ведь мы имеем дело с самым дорогим фан-кастом в истории. Это означает, что для каждого персонажа был выбран лучший из возможных актеров, независимо от его важности и степени вовлеченности в сюжет, независимо от того, насколько он популярен. Джош Бролин работает на заднем плане, адский и почти неузнаваемый Стеллан Скарсгард появляется лишь в нескольких сценах, а Дэйв Батиста и Зендая вообще почти не играют эпизодических ролей, просто потому что их персонажам почти нечего делать в начале истории. Первые действия, согласно канону, почти полностью посвящены Полу Атрейдесу и его матери Джессике.

Кадр из фильма «Дюна»

А так же и актеры в “Дюна”, не менее таланливы

То, что Шаламе чертовски талантлив, давно не секрет – многие ли в 22 года могут похвастаться номинацией на “Оскар”? Его Павел – угрюмый, застенчивый, нерешительный молодой человек, но в нем чувствуется доброта, сила и мужество. Его портрет, несмотря на кажущуюся простоту, не так-то легко реализовать ни с актерской, ни с режиссерской стороны. Для Линча Пол получился наивным дурачком со светящимися глазами, несмотря на то, что его играл неталантливый Кайл МакЛоклен. Здесь, однако, работа совершенно иная по своей глубине и тонкости.

Однако главной достопримечательностью “Дюны”, безусловно, является Ребекка Фергюсон. Вам не понадобится больше доказательств этого, когда вы увидите сцену “коробки боли”, показанную в трейлере. Леди Джессика – не просто “мать главного героя”, а сложная героиня, которая несет на себе клеймо своего прошлого, принимает на себя многочисленные удары настоящего и строит фундамент будущего. Это звучит пафосно, но в этом вся “Дюна”.

Это поистине грандиозное, можно сказать величественное, визуально безупречное, великолепно сыгранное полотно, создатели которого всерьез надеются на внимание и реакцию зрителя. Вильнев сделал все возможное, чтобы разжевать мифологию Герберта и, что более важно, его идеи, не скатываясь в банальную экспозицию. И у него это получилось, но нужно слушать каждый кусочек диалога, видеть и понимать все, что происходит на экране – как показывает практика, это довольно высокий ценз для посетителей мультиплексов.

Трудно представить себе ситуацию, когда “Дюна” вдруг станет мейнстримовым блокбастером. Если, конечно, не в параллельной вселенной, где “Бегущий по лезвию 2049″ ни черта не разочаровал. Дюна” – недостаточно кассовый хит, слишком много факторов играют против нее. Но даже если чуда не произойдет, и студия не согласится выложить еще 200 миллионов долларов за такую затею, фильм Дени Вильнева запомнится многим как знак того, что иногда можно иметь разное кино.

Поделиться с друзьями
MegaStati
Добавить комментарий