Я отчетливо помню, как на экраны кинотеатров вышла первая “Обитель зла” Пола У. С. Андерсона. Заголовки в игровой и околоигровой прессе пестрили каламбурами вроде “Зомби здесь тихие”, а сами обзоры были в основном полны похвал. Я тоже поддался соблазну фильма и с тех пор не пропустил ни одной части, стараясь смотреть их в день выхода. Однако с каждым последующим фильмом я все больше и больше разочаровывался. Первая часть так и осталась для меня (и не только для меня) лучшей частью франшизы, самой качественной и самой интересной реализацией игровой вселенной на экране. Пока я не посмотрел “Обитель зла: Добро пожаловать в Раккун-Сити”.
Все хорроры разом
Сюжет Resident Evil: Raccoon City (приветствие “Welcome” в местном переводе названия почему-то выброшено) основан на нескольких играх серии: он был составлен из событий, показанных в Resident Evil, Resident Evil 2 и ремейках этих частей. Фильм напоминает мозаику событий из первой части, когда внезапно большой объект врезается в сцену из первой части (буквально), как и во второй.
Пожалуй, самое непонятное в этом сборнике то, что события Resident Evil и Resident Evil 2 происходят в один и тот же день (или, скорее, ночь) – 30 сентября 1998 года. Пока одна группа героев отправляется наводить порядок в особняке Спенсера, другая остается в полицейском участке Раккун-Сити. Однако вы быстро привыкаете к этому графику. Это даже добавляет динамичности сюжету, поскольку действие регулярно включается и выключается – скучать не придется.
Однако история начинается не с того злополучного сентября, а гораздо раньше: в детстве двух главных героев, Клэр и Криса Редфилда. Согласно киноверсии, брат и сестра выросли в детском доме (том самом, который нам показали в ремейке Resident Evil 2). Конечно, в этот момент я закатила глаза, но быстро вернула их в исходное положение: почему бы и нет? Детство этих персонажей так и не было по-настоящему освещено, что ж, детский дом и приют, такая предыстория тоже имеет право на существование.
Благодаря начальному месту действия, Welcome to Raccoon City сразу же производит впечатление ужаса. Мрачные, гнетущие коридоры, одинокая медсестра в красном джемпере, розовый игрушечный заяц. Вы уверены, что это Раккун Сити, а не Сайлент Хилл? Но когда действие переносится в 98-й год, обстановка начинает гораздо лучше соответствовать городу, который вот-вот будет разрушен.
Карусель фансервиса
Игра “Resident Evil: Raccoon City” изобилует отсылками к оригинальным играм, поэтому поклонникам серии, вероятно, будет трудно не тыкать пальцем в экран с фразой I understood that reference. Иногда нарочитое заигрывание с поклонницами начинало откровенно смущать, но знаете, это было такое приятное смущение.
Например, целая сцена была построена вокруг фразы Itchy, лакомого кусочка из первого “Резидента”: зомби пишет этот текст на стекле кровью. Раньше это был просто фрагмент мема из дневника, но теперь мы поняли суть. Однако в нашей версии перевода слово “зудящий” опущено, осталось только “вкусный”. Кстати говоря, они также сняли отдельную сцену с “Джилл-Сэндвич”, и тогда было совершенно невозможно не разрыдаться.
Да, фансервис. Да, сторонний зритель вообще не поймет, что в этом смешного. Но я был чертовски рад узнать все это. Тем более, что я вообще ничего не ждал от фильма – на самом деле, я уже давно не ждал ничего хорошего от адаптации “Обители зла”!
Здесь персонажи играют “Лунную сонату” Бетховена на стене, только для того, чтобы она отодвинулась и открыла тайный путь. Вот зомби медленно поворачивает голову. Вот Крис освещает себе путь зажигалкой. Вот парень играет в Snake на старом телефоне, и в середине игры его убивает гигантская змея….. Ладно, подожди, это не он убил его, а Ричард. Эх, какая это могла быть ссылка! Но ничего, змея была еще та! Единственное, что разочаровало, – это отсутствие какого-либо тирана (например, Мистера Икс или Немезиды). Вообще, монстров в фильме немного – зомби, вороны, доберманы, всего один лизоблюд; не хочу спойлерить, но поверьте, врагов мало.
Действие фильма происходит в девяностые годы, и это настроение прекрасно передано соответствующей музыкой. Итак, Клэр идет с дальнобойщиком под песню The Cardigans – My Favourite Game (я буду считать это признанием режиссера или, по крайней мере, музыкального супервайзера). А сцена в полицейском участке под Crush Дженнифер Пейдж – идеальное сочетание. Я уверен, что для тех, кто вырос в те времена, новый саундтрек Resident Evil станет бальзамом на душу. Для других выбор поп-песен может показаться странным: в конце концов, Resident Evil – это не Guardians of the Galaxy.
Больше никакой Миллы
И раз уж мы заговорили о режиссуре – режиссером этого фильма стал Йоханнес Робертс. Всю свою жизнь он продюсирует малобюджетные фильмы ужасов, которые, при посредственных результатах, все равно выходят вперед. Он никогда не снимал фильм с большим бюджетом, чем “Добро пожаловать в город енотов” (40 миллионов долларов). Для сравнения, в 2002 году Пол Андерсон получил за свою экранизацию 33 миллиона, что в пересчете на сегодняшний день дает где-то 51 миллион, если верить интернет-калькуляторам.
Известно, что при таких суммах не стоит ожидать ни великих актеров в главных ролях, ни дорогостоящего экшена. В случае с Resident Evil: Raccoon City продюсеры, вероятно, просто хотели посмотреть, как люди отреагируют на перезагрузку вселенной фильма. В рамках бюджета Йоханнес Робертс сделал лишь самый минимум. Он, слава богам, не стал устраивать драму, а вместо этого бодро рассказал историю, хорошо знакомую игрокам. Эта история, конечно, рассказана не без прикрас – где-то он напутал с хронологией, где-то переписал биографии персонажей, а некоторых даже удалил.
В то же время я бы не сказал, что в фильме слишком много откровенного саботажа. Все, что было показано, выглядело довольно хорошо в рамках сюжета. По сравнению с работами Андерсона, этот фильм гораздо ближе и уважительнее относится к исходному материалу. Проще говоря, сага о Поле – это фильм, основанный на сюжетах, но здесь мы видим настоящую адаптацию видеоигры. Даже когда в фильмах Андерсона пересказывались события из игр, как в “Обитель зла 2: Апокалипсис”, создавалось впечатление, что ему наплевать на канон, несмотря на все отсылки. Я всегда привожу Немезиду в качестве идеального примера, в конце которого пробуждаются человеческие чувства. В фильме Йоханнеса Робертса, к счастью, нет такой вопиющей пошлости во имя драмы.
И хотя уморительные персонажи Андерсона – всего лишь камео перед вечно наблюдательной Миллой Йовович, которая всегда выигрывает, ему все равно стоит отдать должное за кастинг. Видимо, в перерывах между восхвалением своей жены он находил время для поиска в интернете фигурок из боевиков. У Андерсона была каноническая Джилл в голубой майке, очень крутой Вескер в солнечных очках и Леон с бахромой. Однако, как оказалось, одного этого было явно недостаточно, чтобы фильмы оставались интересными и качественными.
В перезагрузке Робертса актеры гораздо меньше похожи на своих игровых прототипов. Особенно это касается Джилл и Леона, но и тот же Вескер стал совершенно другим. Если поставить его рядом с Крисом, то можно случайно принять их друг за друга – они очень похожи друг на друга. Перед походом в кинотеатр я проигнорировал все рекламные материалы и трейлеры к фильму, так что этот актерский состав стал для меня сюрпризом. Но удивление вскоре прошло: к персонажам в их новых воплощениях легко привыкнуть, и их появление на протяжении всего просмотра не вызвало у меня никакого дискомфорта. Но дискомфорт был вызван комментариями к трейлеру, который я посмотрел после возвращения с премьеры. Я, конечно, ожидал, что зрители будут возмущены, но чтобы негатив был настолько сильным, вплоть до призывов к бойкоту фильма…? Это выше моих сил.
Наверняка среди читателей этой рецензии есть люди, которых глубоко задел этот кастинг. И конечно, никакие мои слова о том, что фильм замечательный, снят с любовью и знанием материала, не изменят их мнения. Так что да, если вас беспокоит смена внешности персонажей, лучше поберегите свои нервы и не смотрите фильм. Всем остальным я очень рекомендую “Добро пожаловать в Раккун-Сити” – это лучшее, что произошло с серией Resident Evil на киноэкране на сегодняшний день.
После CGI-комиксов и киносаги Пола Андерсона планка для лучшей адаптации Resident Evil была установлена не слишком высоко. Достаточно было отнестись к исходному материалу с должным вниманием, позволить героям справиться с монстрами впечатляющим образом и не высасывать из пальца лишнюю драму.
Мне трудно судить, насколько фильм будет интересен случайному зрителю, не знакомому с франшизой, насколько все покажется ему логичным и уместным. В конце концов, Resident Evil: Welcome to Raccoon City – это адаптация, ориентированная на фанатов. Почти в каждой сцене видно, что Йоханнес Робертс и его команда сделали все возможное, чтобы вплести в фильм мемы, фразы и ситуации из игры, сохранив при этом дух оригинала, в котором было место и юмору, и пафосу, и глупой пошлости.