Никому не нравится навязчивая реклама. Конечно, профессиональные PR-специалисты не согласятся: если бы агрессивный маркетинг не работал, его бы давно прекратили. Но когда слышишь знакомый слоган в сотый раз, даже из выключенного утюга, трудно не раздражаться. Реклама игры RAID: Shadow Legends давно стала мемом: трудно найти блогера, который хотя бы раз не прорекламировал этот продукт. Каналы Million Dollar Channel и Lesser Viewers восхваляют достоинства RAID, в то время как сами геймеры не разделяют их энтузиазма.
Чтобы понять, кто из них прав, я решил сам взглянуть на RAID: Shadow Legends и проверить, так ли она хороша, как ее превозносят пользователи YouTub. Для чистоты эксперимента я просмотрел около десятка видеороликов, в которых была показана рекламная интеграция RAID и подчеркивались наиболее цитируемые качества игры. Чтобы не быть голословным, именно с этими аргументами я буду сравнивать свои ощущения от самой игры.
Собери их всех — но зачем?
Так что же представляет собой RAID: Shadow Legends? Первоначально выпущенная для мобильных устройств (а затем перенесенная на ПК), игра RAID предлагает игрокам создать свою собственную команду, состоящую из множества различных героев. Собранные герои сразятся в длинной серии пошаговых сражений, а самые смелые игроки смогут проверить свои навыки в PvP или присоединиться к командным клановым войнам. Помимо бесконечных сражений, пользователям придется открывать сундуки с новыми персонажами, а старых героев постоянно прокачивать, чтобы получить доступ к более сложным испытаниям. На бумаге она выглядит как нечто похожее на Pokémon, но в жанре темного фэнтези и с бронированными лицами.
В классическом сравнении ожиданий и реальности я, пожалуй, начну с главной особенности RAID, которая упоминается буквально в каждой рекламной интеграции: “сотни уникальных и изысканных мастеров игры“. И, на первый взгляд, игре это прекрасно удается. Сейчас доступно более 400 персонажей, герои разделены на 16 фракций и четыре класса, каждый со своим набором активных способностей – словом, цифры впечатляют. Модели персонажей довольно красивы и детализированы, а во вступительном туториале игры герои ведут голосовые диалоги друг с другом, шутят и живо реагируют на происходящее вокруг.
Но первые впечатления от RAID: Shadow Legends, как всегда, обманчивы. Персонажи в учебнике – единственные во всей игре, у которых есть хоть какой-то характер или реплики. Все остальные персонажи не просто деревянные статуи без голосов и личностей – у них даже нет текстовых предысторий.
Их внешняя уникальность также кажется ложной. Если самые редкие персонажи действительно часто не имеют никакого сходства ни с кем другим, то практически все второстепенные персонажи – это перекрашенные копии друг друга. Кроме того, существуют некоторые проблемы с дизайном. Хотя к качеству самих моделей трудно придраться, персонажей с действительно запоминающимся исполнением не так много. Большинство персонажей выглядят откровенно производными: дизайн не только героев, но и нескольких фракций выглядит так, будто он взят прямо из Warhammer или Warcraft.
С точки зрения геймплея, персонажи также не блещут уникальностью. Навыки часто дублируются (иногда с минимальными различиями, иногда без), и только класс играет реальную роль. Например, рогатая суккуба и боевая монахиня чувствуют себя одинаково, если они обе принадлежат к классу поддержки.
Вот вам и вся уникальность
Возможно, однако, самодостаточность героев не так заметна из-за тактической глубины, ведь реклама RAID: Shadow Legends обещает игроку “бесконечное количество способов борьбы“? Огромное количество героев и способностей настраивает игрока на невероятную тактическую экспансию, но это впечатление также быстро рассеивается. Весь игровой процесс в RAID сводится к пошаговому бою, но бой здесь невыносимо скучен: в игре просто слишком мало инструментов для реальной стратегии. Сотни активных способностей делятся на две категории: те, которые наносят урон врагам, и те, которые усиливают союзников. Конечно, почти все атаки одновременно оказывают на врагов негативные эффекты, но они просто не нужны: обычное пушечное мясо умирает быстрее, чем ощущает действие дебаффа, а боссы почти всегда невосприимчивы к этим эффектам.
В конечном итоге, соотношение уровней – это единственное, что вам нужно учитывать при создании своей партии. Умные персонажи могут уничтожать врагов быстрее, чем те успевают сделать ход, но слабых персонажей не одолеет ни один тактический гений. А других инструментов для игрока нет. Тактические маневры, интерактивные предметы или даже простые расходные материалы – ничего подобного в игре вы не найдете. В такой ситуации пользователю остается лишь раз за разом бросать самое сильное из доступных умений героя в наиболее уязвимого противника, пока не будет достигнута победа. И это несмотря на то, что на мобильном рынке уже есть Heroes of Might and Magic III, The Banner Saga, XCOM или даже Worms 2: Armageddon – в этих и многих других играх гораздо больше тактической глубины, а игровой процесс заметно разнообразнее, чем в перегруженной рекламой RAID: Shadow Legends.
Ощущение скуки усугубляется невероятным однообразием игровых действий. Хотя в рекламе говорится о “бесчисленном количестве контента и миссий“, реальность гораздо более обыденна. PvE-элемент в RAID: Shadow Legends состоит из сюжетного режима и нескольких необязательных подземелий, но и то, и другое реализовано довольно уныло. История разделена на двенадцать глав, каждая из которых содержит семь последовательных сражений. Все сражения в рамках одной главы происходят в одном и том же месте, под одну и ту же музыку и с одними и теми же врагами. Из-за скудной боевой системы игровой процесс скучен даже по стандартам мобильных игр.
Боковые подземелья не лучше, но они хотя бы короче: две легкие битвы и встреча с боссом. Эти сражения не имеют сюжетного обоснования, и единственная причина их проведения – получение одного из многочисленных ресурсов. В RAID: Shadow Legends их абсурдное количество: специальные материалы нужны для повышения уровня и апгрейда (по одному подземелью на каждого!), улучшения предметов, покупки пассивных свойств, сундуков, ключей к ним… Участвовать в одних и тех же сражениях приходится постоянно, ведь почти каждое действие с персонажами требует определенного ресурса. Тем, кто хочет испытать свои силы в PvP, придется особенно тяжело: чтобы иметь хотя бы минимальные шансы на победу, придется изрядно попотеть. Однако есть способ не обращать внимания на скучную рутину.
Увидимся в магазине
“В RAID: Shadow Legends можно играть без денег” – уверяет нас реклама игры. Технически это даже верно, поскольку PvE-контент долгое время не бросает игроку никакого вызова. Даже реальная необходимость в шлифовке и модернизации снаряжения возникает только ближе к середине сюжетного режима, но сама игра, кажется, забывает об этом. В RAID есть буквально все известные мне способы монетизации: многочисленные виды лутбоксов и покупка ключей для них по отдельности, бустеры уровней, боевые пропуска, ресурс-паки, базовая и премиальная валюта, которая тратится буквально на все… Даже за снятие предмета с героя игрок должен заплатить серебро.
В то же время игра непростительно настаивает на том, чтобы отвести пользователя в свой магазин. Например, RAID любит наводнять экран несколькими рекламными баннерами подряд, умоляя вас купить очередной набор товаров. Затем существует печально известная механика “энергии” и командная система – и это в игре, где большинство сражений можно легко пройти в режиме автобоя. Обычно на все это безобразие закрывают глаза, когда речь идет о мобильных устройствах, но RAID не только вобрал в себя все самое худшее с этой платформы, но и перенес весь этот бред на версию для ПК.
Последнее, кстати, также часто упоминается в рекламе как великое достижение: “Как здорово, что игра вышла и на PC!“. Признаться, трудно разделить этот восторг, поскольку PC-версия RAID: Shadow Legends буквально ничем не отличается от своего мобильного предшественника. И дело не только в вышеупомянутом магазине – разработчики поленились хотя бы минимально адаптировать продукт под новую платформу. Управление, графика, интерфейс и даже его масштаб остались неизменными. RAID в версии для ПК не только выглядит очень плохо, но и просто неудобен. Вне боя игра перегружает игрока множеством разделов и меню, но в бою она впадает в чрезмерный минимализм. Таким образом, чтобы получить какую-либо информацию во время боя, нужно либо удерживать кнопку мыши, либо войти в отдельное подменю с нужными вам статистическими данными.
Мобильная версия игры не намного приятнее, хотя реклама кричит о “потрясающей графике, которая заставляет вас не поверить, что это игра для смартфона“. Детализация персонажей на самом деле довольно хороша, особенно для мобильной игры. Все остальное, однако, выглядит слишком бюджетно и небрежно. На серые и однообразные локации скучно смотреть, а на анимацию невозможно не смотреть – была предпринята попытка скрыть трясущиеся и дерганые движения персонажей за горой эффектов, но это не совсем работает. Техническое исполнение RAID также далеко от совершенства. Сбои и зависания, проблемы с подключением, забавные визуальные ошибки… Даже упомянутые выше модели персонажей серьезно теряют в качестве, когда дело доходит до собственно игрового процесса.
Но как насчет сюжета? Может быть, единственная причина играть в RAID – это повествование, тем более что реклама обещает “удивительный сюжет, вдохновленный всеми канонами темного фэнтези, написанный удостоенным наград сценаристом Полом Си Ар Монком“? Такая рекомендация звучит обнадеживающе, но, как оказалось, она обманывает ожидания. Весь сюжет RAID: Shadow Legends сводится к черно-белым мультфильмам без анимации, которые игрок время от времени получает во время прохождения одиночной кампании. В то же время сценаристы, похоже, рассчитывают на то, что пользователи уже достаточно знают о мире игры и его предыстории: события комикса сводятся к нудным историческим справкам с множеством имен и персонажей, о которых игрок не имеет ни малейшего представления. Нет никаких дополнительных объяснений или даже внутриигровой энциклопедии, что делает невозможным иметь даже минимальное представление о том, как работает вселенная RAID. В чем именно заключалась работа Пола К.Р. Монка, не совсем понятно: следить за местным сюжетом почти так же увлекательно, как слушать очень скучную лекцию, на которую вы опоздали на полчаса.
Кроме того, остаются вопросы о самих “канонах темного фэнтези”, которые упоминаются почти в каждой рекламной интеграции игры. Видимо, авторы не совсем понимают, что делает обычное фэнтези темным. RAID: Shadow Legends бросает все возможные клише и тропы в один котел, не задумываясь о том, как они будут работать вместе или какое место займут в общей картине мира. Нежить, демоны, оборотни, лизардфолк, эльфы, гномы, Дед Мороз, сарацины, викинги, огнепоклонники, Алиса в стране чудес, стимпанк и религиозные символы – все они собраны в одну кучу, но ни у одного из них нет истории или какой-либо серьезной связи. Некоторые фрагменты истории явно были добавлены без какой-либо попытки связать их с общим повествованием. В то же время, здесь нет эмоционально насыщенных событий или жестоких поворотов, соответствующих мрачной фэнтезийной атмосфере, поэтому вся игра ощущается как довольно бездушный набор игрушечных солдатиков – причем из разных наборов.
Окончательные выводы вряд ли кого-то удивят. RAID: Shadow Legends воплощает в себе все худшее в мобильных играх, к чему привыкли геймеры. Напичканная микротранзакциями и созданная только для них, эта игра не имеет ни художественной ценности, ни причин играть в нее вообще. Даже самый нетребовательный пользователь может легко найти в магазине приложений аналоги намного лучше, а хардкорная часть сообщества давно поняла, что от этой игры лучше воздержаться.
Однако это не повод молчать о качестве продукта: чем больше искаженной рекламы RAID: Shadow Legends выливается на наши экраны, тем больше поводов указать на ошибки разработчиков. Кто знает: может быть, в конце концов разработчики прислушаются к нам и выделят хотя бы часть рекламного бюджета на улучшение самой игры?