Экранизации или вольные фантазии: нужны ли супергеройским фильмам комиксы?

Экранизации или вольные фантазии: нужны ли супергеройским фильмам комиксы? фото Статьи

С тех пор как первый супергерой из комиксов попал на большой экран, у Голливуда сложились весьма своеобразные отношения с графическими романами. Эта тенденция прослеживается как в киновселенной DC, так и в MCU от Marvel. В отличие от адаптаций литературных произведений, которые стремятся максимально точно следовать первоисточнику, фильмы и сериалы о супергероях используют комиксы скорее как набор рекомендаций, а не строгий сценарий.

Создатели могут заимствовать элементы классических сюжетов — например, сериал «Титаны» от DC показал смерть и воскрешение Джейсона Тодда в образе Красного Колпака, а «Капитан Америка: Гражданская война» представил свою версию знаменитого кроссовера Marvel. Однако дословные экранизации в игровом кино — огромная редкость.

От первоисточника к вдохновению: кассовый успех против мнения фанатов

Экранизации или вольные фантазии: нужны ли супергеройским фильмам комиксы?
Фото из сериала Сорвиголова: Рожденный заново

Некоторые адаптации и вовсе вызвали гнев преданных фанатов. Фильмы Зака Снайдера «Человек из стали» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» до сих пор являются предметом жарких споров. В них главные герои DC, Супермен и Бэтмен, убивают злодеев, что полностью противоречит их образам, сложившимся в комиксах на протяжении десятилетий.

Несмотря на неоднозначную реакцию фанатов, оба фильма были коммерчески успешны, собрав в прокате $670 млн и $874,4 млн соответственно. Аналогично, «Капитан Америка: Гражданская война», лишь отдаленно основанный на одноименной сюжетной арке, стал мировым хитом с кассой в $1,155 млрд. Это подводит нас к вопросу: насколько важна для создателей фильмов точность адаптации и можно ли угодить одновременно и давним читателям комиксов, и массовому зрителю?

Два подхода: как Marvel и DC выстраивают связь с фанатами

На панели Marvel Fanfare на NYCC 2024, где главный редактор Marvel Ч.Б. Цебульски и легендарный автор Фрэнк Миллер обсуждали комиксы, разговор зашел о грядущем сериале «Сорвиголова: Рожденный заново». Этот момент должен был стать праздником для всех поклонников, объединив мир комиксов и их экранизаций. Однако реакция в сети удивила: некоторые читатели комиксов выразили недовольство, посчитав, что сериал «украл» время и внимание у обсуждения первоисточников.

Это лишь следствие той четкой грани, которую Marvel провела между своими комиксами и киновселенной за последние 15 лет. Хотя многие создатели MCU — настоящие фанаты, стремящиеся отдать дань уважения исходному материалу, такие проекты, как «Гражданская война» или «Секретное вторжение», выглядят лишь бледными копиями своих богатых и сложных оригиналов.

Пожалуй, главный недостаток MCU в том, что киновселенная не мотивирует зрителей читать комиксы, еще больше углубляя этот разрыв. Совершенно иную стратегию выбрал Джеймс Ганн для своей новой вселенной DC. Глава DC Studios вместе с продюсером Питером Сафраном открыто призывают знакомиться с первоисточниками, что привело к взрывному росту продаж. По данным THR за 2023 год, продажи некоторых серий комиксов, связанных с будущими фильмами DC, выросли на двузначные и даже трехзначные цифры. Например, спрос на комикс «Авторитеты» (The Authority) резко подскочил сразу после анонса фильма, хотя на тот момент он даже не переиздавался.

Ирония в том, что Ганн создает гармоничную связь между кино и комиксами, при этом его первые проекты («Коммандос-монстры», «Супермен», второй сезон «Миротворца») не являются прямыми адаптациями, а рассказывают оригинальные истории, лишь вдохновляясь классическими сюжетами.

Почему оригинальные истории могут быть лучше точных адаптаций?

Экранизации или вольные фантазии: нужны ли супергеройским фильмам комиксы?
Фото из фильма Супермен 2025 года

Фильм «Супермен» вдохновлен такими сериями, как All-Star Superman и Superman for All Seasons, но его сюжет полностью оригинален. Точно так же второй сезон «Миротворца» черпает идеи из арки Crisis on Earth-X, но предлагает новую историю. Marvel тоже часто создает оригинальные сюжеты в рамках MCU, и, возможно, это к лучшему — особенно после провальной попытки адаптировать «Секретное вторжение».

Учитывая, что в фильмах гораздо меньше персонажей, чем в комиксах, а права на таких героев, как Халк и Человек-паук, ограничены, MCU никогда не сможет дословно перенести масштабные события на экран. Кино — совершенно другой медиум, и то, что работает на страницах комикса, не всегда будет успешным в формате фильма. «Секретное вторжение» было практически невозможно реализовать в MCU, так как многие ключевые персонажи либо еще не появились в киновселенной, либо уже были убиты.

В поисках баланса: уважение к персонажам важнее сюжета

Самое главное — история фильма или сериала должна быть качественной и увлекательной сама по себе. Будет ли это вольная версия сюжета из комиксов, как в «Гражданской войне», или совершенно новая история, как в «Супермене», — не так уж важно, если она хорошо рассказана. В долгоиграющих франшизах лучший способ служить персонажам — это иногда полностью игнорировать канон, как, например, в случае с отношениями Оливера Куина и Фелисити Смоук в сериале «Стрела».

Тем не менее, Marvel и DC не должны полностью отказываться от комиксов. В конце концов, это фундамент, на котором построены обе киновселенные. Но если фильмы и сериалы будут ставить во главу угла уважение к сути персонажей, как это делают «Супермен» Ганна или «Капитан Америка» от Marvel, они смогут найти идеальный баланс. Именно такой подход позволит угодить как преданным фанатам, так и широкой аудитории, и именно он приведет к созданию лучших и самых успешных супергеройских проектов нашего времени.

Поделиться с друзьями
MegaStati.ru
Добавить комментарий